УЧИТЕЛЬСКАЯ
Пояснительная записка к проекту
Преподаватель: Козлицкая Ирина Владимировна
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 10 пос. Каменский
Класс: 3
Название проекта: «Фамильный герб»
Предмет: внеурочная деятельность (кружок "Мои первые проекты"), окружающий мир («Обществознание»); один из этапов долгосрочного проекта «Моя семья»
Цели: патриотическое воспитание, развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи проекта:
1.Формирование умения решать творческие задачи.
2.Формирование умения работать с информацией (сбор и систематизация, хранение, использование).
3.Формирование умения выступать перед публикой, высказывать и отстаивать своё мнение, воспитание толерантности (терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению).
Обоснование выбора проекта:
Примерные программы по окружающему миру.
Цели обучения окружающему миру:
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств.
В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, работа с учебными и научно-популярными текстами.
Общество
Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Практические работы: изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов – одежды, вооружения воинов, макетов памятников архитектуры и др. (в данном случае – изготовление герба семьи).
Новые стандарты начального образования. Предмет «Окружающий мир».
Человек и общество. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Ключевые компетентности, которые смогут развить учащиеся в ходе проекта:
информационно-коммуникационная компетентность;
учебная (образовательная) компетентность;
компетентность взаимодействия;
эстетико-технологическая компетентность.
Учебно-тематическое планирование работы кружка. 3 класс (19 часов, 2 полугодие)
№ п\п |
Тема занятий |
Содержание занятий |
|
Проект «Фамильный герб» |
|
Модуль 1. Знакомство с темой Что мы знаем о жизни наших предков (20 век)? Что: знакомство с темой. Где: в школе. Когда: на перемене, во внеурочное время. (Уч. пособие, с. 31–34) Учебное пособие для детей «Всё узнаю, всё смогу», 2–4 классы (авторы А.В. Горячев, Н.И. Иглина).
|
||
16
|
Организация проектной деятельности (повторение): этапы работы над проектом, виды проектов. Реклама темы: информационный материал по теме. Выбор общей темы. |
Повторяем то, что знаем: что такое проект? Обсуждение результатов проведённого в ноябре анкетирования (таблица с результатами и слайды презентации) Мозговой штурм «Герб моей семьи» (попробуй нарисовать герб семьи). Проблема: дефицит представлений об истории, традициях, моральных ценностях своей семьи. Цель: систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, подготовить школьников к составлению герба семьи. Задачи: 1.Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, работать с фотографиями, семейными реликвиями. 2.Способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи. 3.Развивать интерес к истории своих предков, своей родословной. 4.Формировать коммуникативные умения детей. Стартовая презентация проекта «Герб и его история». Таблица “Знаю - Интересуюсь - Узнал” (самооценивание) |
17
|
Определение значимости предлагаемой темы лично для каждого ученика |
|
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания) Что: выбор темы. Где: в школе, дома у школьника. Когда: во внеурочное время. (Уч. пособие, с. 35–38)
|
||
18
|
Выбор тем для исследования. Выбор учащимися своих тем в рамках общей темы и обсуждение их содержания.
|
Коллективное составление плана по поиску информации (в конце таблицы). Темы исследования касаются ближайших членов семьи: бабушка и дедушка, мама и папа, сам ученик (Я). Только теперь ученики собирают информацию не биографического характера, а ту, что касается увлечений, традиций семьи (то, что отражается затем в гербе семьи). Время работы над темами частично совпадает с календарными праздниками и общешкольными мероприятиями: Январь – «Все профессии важны» (проследить династии, если они есть; выяснить происхождение своей фамилии – есть ли связь с профессией, увлечением) Февраль – «Защитники Родины в моей семье» (цвет фона герба и символы могут отражать службу в армии, участие в Великой Отечественной войне) Март – «Семейные хобби» (отражаются на гербе в виде символов) Апрель – «Традиции моей семьи» (отражаются в виде символов и девиза) Май – «Герб моей семьи» |
19
|
Составление совместного плана работы Обсуждение критериев оценки работы.
|
|
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (обсуждение дальнейших планов совместной работы по развитию индивидуальных способностей детей) |
||
Модуль 3. Сбор информации Что: сбор информации. Где: дома у школьников, в библиотеках, в компьютерном классе, на экскурсиях. Когда: во внеурочное время и в выходные дни. (Уч. пособие, доп. с. 39–41)
|
||
20
|
Составление индивидуальных планов работы. Работа с различными источниками информации (книги, компакт-диски, интернет-ресурсы, музеи, наблюдения, интервью)
Сбор сведений по выбранной теме с использованием библиотечных фондов
Работа с информационными источниками (интернет-ресурсы). Составление списка литературы, необходимой для работы (сайты, книги)
Анализ и обработка собранных сведений. Уточнение списка литературы |
Основным источником информации послужат интервью со старшими членами семьи и семейные архивы (фотоальбомы, реликвии, письма, награды и т.д.). Поэтому каждый лист альбома «Моя семья» будет представлять собой анкету в виде вопросов и ответов, чтобы детям было легче ориентироваться. На каждой анкете обязательно указывается дата интервью, кто в нём участвует. По разрешению старших членов семьи дети используют фотографии (приклеивают на лист саму фотографию или её копию, или только показывают фото при рассказе о члене семьи), приносят в класс реликвии или их изображения. Во 2 полугодии школьники будут учиться искать информацию в книгах (с помощью родителей) и сети Интернет (с помощью учителя и родителей). Для безопасности поиска часть материала учитель размещает на своём сайте «Семейная летопись» в разделе «Герб семьи»: виды гербов и их образцы, значение фона и символов, фигур животных и т.д. |
21
|
||
22
|
||
23
|
||
Модуль 4. Завершение работы над темой Оформление информационных листов Что: завершение работы над темой. Где: дома у школьников, в школе. Когда: во внеурочное время, после сбора сведений. (Уч. пособие, с. 40–41)
|
||
24
|
Обмен опытом по сбору информации. Оформление информационных листов и совместной работы – групповой информационный проект |
На каждом занятии кружка кто-то из учеников обязательно выступает с сообщением по теме поиска. Таких тем 4, значит, на одном занятии надо выслушать не менее 4-х учеников, чтобы каждый имел опыт выступления перед одноклассниками. |
Модуль 5. Выбор проектов Что: выбор проектов. Где: в школе. Когда: во внеурочное время после завершения работы над темой.
|
||
25
|
Повторение: этапы работы, критерии оценки работы над проектом. Продукт проектной деятельности: конференция, выставка, поделка, спектакль и т.д. Выбор темы проекта (продукта проектной деятельности). Определение временного интервала работы |
Индивидуальный проект «Фамильный герб». Особенность проекта в том, что каждый ученик прорабатывает каждую подтему проекта индивидуально (нет разделения на группы). В результате у каждого ученика (у каждой семьи) получится альбом «Моя семья», где собраны все материалы поиска: анкеты, опросы, рисунки, пословицы для девиза семьи и т.д.. |
Модуль 6. Работа над проектами Что: работа над проектами. Где: дома и в школе. Когда: в течение 2–3 недель.
|
||
26 |
Создание информационных проектов, поделок, организация мероприятий, проведение исследований и т.д. |
К этому времени вся необходимая информация собрана, продукт проектной деятельности определён (герб). На основе полученных сведений каждый ученик составляет герб своей семьи. Начинается подготовка к представлению проекта (доклад, презентация). Частично доклады (правильнее сказать – сообщения) звучали на занятиях кружка по мере поиска информации. Но тогда выступали только по желанию, самые активные дети. Теперь готовится к выступлению каждый ученик. Во время презентации герба должно прозвучать его описание. |
27
28 |
Правила оформления проекта. Подготовка к выступлению (доклад) Оформление проекта и создание презентации |
|
Модуль 7. Представление результатов работы Что: презентации проектов. Где: в школе. Когда: во внеурочное время.
|
||
29
|
Представления результатов работы над проектом (герб) |
Завершает проект открытое мероприятие – защита проекта «Фамильный герб».
Целесообразно провести защиту в мае, перед каникулами, в виде открытого классного часа с приглашением администрации школы, руководителя школьного научного общества, родителей. Можно приурочить его ко Дню Семьи – 15 мая. |
30
|
Обобщение материала по работе над проектом. Оформление проектной папки «Моя семья». Отчёт о результатах проекта. |
|
31 - 34 |
Занятия проводятся по усмотрению учителя. Например, можно добавить по 2 занятия на подготовку проектов к защите, поскольку для детей этот этап наиболее труден и требует длительной подготовки (составление текста, его редактирование и т.д.) |
|
|
План работы[1]
изучение профессиональных династий, увлечений, традиций семьи, происхождение фамилии, реликвий и семейных ценностей, отличительных черт представителей семьи, выбор пословиц для девиза.
|
[1] Примечание: пункт 1 – вводное занятие готовит учитель, пункты 2 и 4 – коллективная работа-обучение в классе, пункт 3 – ученики готовят информационные листы или проводят опрос, анкетирование, работу с семейным архивом, пункт 5 – индивидуальная работа с родителями, пункт 6 – помощь родителей и учителя.
Проектная папка ученика
Во втором полугодии все третьеклассники продолжают вести проектную папку, где хранят всю информацию, собранную во время работы над проектом. Именно на основе этой информации выполняется продукт проекта -
герб семьи.
План работы (он же - лист самооценки) - скачать Кораблик, как идею плана, я подсмотрела здесь. |
смотреть |
![]() |
|
Таблица ЗИУ проекта (Знаю-Интересуюсь-Узнал)
|
![]() |
![]() |
|
Таблица для исследования "Правила составления герба" | ![]() |
![]() |
|
Таблица для исследования "Герб и его составные части" | ![]() |
![]() |
|
Памятки "Форма герба" и "Геральдические фигуры" | ![]() |
Памятка "Карта геральдического щита: части и направления" | ![]() |
![]() |
|
Таблица для исследования "Значения символов" | ![]() |
![]() |
|
Анкета "Профессии в моей семье" | ![]() |
Коллаж "Семейные увлечения" | ![]() |
![]() |
|
Паспорт семьи | ![]() |
![]() |
|
Комментарий учителя
Чтобы заполнить Паспорт семьи, надо просмотреть всю проектную папку "Моя семья". Практически по каждому разделу Паспорта материал в папке собран (за небольшим исключением).
Члены семьи - заполняется по анкетам (интервью с родственниками). Происхождение фамилии - выбираете из нескольких найденных версий одну. Династии - "В моей семье есть династия медицинских работников. Моя мама, ФИО, медсестра, а папа, ФИО, - медбрат. Медсестрой всю жизнь проработала бабушка, ФИО...." (это как пример). Увлечения - записывается в виде 2-3 предложений по коллажу "Семейные увлечения". Отличительные семейные черты - посмотрите в таблицу "Герб и его составные части", № 5а; выберите самую главную семейную черту из таблицы "Значения символов". То, что выберете - и будет изображено на гербе семьи. Реликвии и семейные ценности - одно-два предложения по подготовленному ранее материалу; Семейные традиции - несколько предложений по образцам в разделе "Библиотека". Наш девиз - опять же, смотрите материал "Библиотеки". Символы нашей семьи - то же самое, что в Отличительных чертах семьи, только в таблице "Герб и его составные части" смотрите под номером 5б. Помните: здесь должна быть связь с изображением на гербе семьи. Автографы семьи - желательно, чтобы каждый расписался САМ (за исключением дошколят). |
|
План для детей по созданию герба | ![]() |
Шаблон описания фамильного герба | ![]() |
![]() |
|
Лист самооценки ученика | ![]() |
Отчёт о работе над проектом | ![]() |
![]() |